Воспитательное значение детской игры

     Формирование навыков плодотворного труда — основа эффективности воспитательной работы. Ребенка следует приучать к аккуратности, бережливости времени, бережному отношению к вещам. Только через правильное воспитание в семье можно воспитать хорошего работника, гражданина и товарища.

     Обучение ребенка обязанностям должно быть без принуждения и насилия. Начать это обучение можно с помощью игры. Атмосферой игры нужно наполнить все действия ребенка, включая трудовое воспитание и гражданские обязанности.

     В каждой хорошей игре есть труд, усилия, коллективные действия и ответственность. Нет никакой разницы между работой и игрой, кроме того, что в работе человек создает материальные и духовные ценности. С помощью правильно организованной игры можно помочь ребенку выработать основные черты характера: выносливость, товарищество, дисциплинированность, обязательность.

     В игре так же, как в работе, родители воспитывают своих детей не «воспитательными штучками», а личной жизнью. Многие родители не понимают воспитательного значения игры и чаще всего допускают следующие ошибки:

— Не интересуются игрой ребенка (тогда ребенок играет сам и не выносит из игры никакой пользы);
— Слишком вмешиваются в игру ребенка, помогая ему, скорее играют сами, в результате чего ребенок ведет себя пассивно, теряет веру в свои силы;
— Засыпают ребенка игрушками, и тогда она теряется среди них, не заинтересовывается ни одной серьезно, мечется от одной к другой и требует все время новых.

      Во всех этих случаях игра не выполняет воспитательной роли. Разумная организация игры требует учета имеющегося развития ребенка. Детские психологи выделяют три периода этого развития. Первый из них продолжается до пятилетнего возраста. Ребенок играет самостоятельно, без сверстников, поскольку он еще не способен к межличностному общению, агрессивен и стремится все считать исключительно своей собственностью. В этот период следует предоставить ребенку полную свободу и не навязывать ему свое общество, чтобы без нужды не закрепить эту агрессивность.

      Играя самостоятельно, ребенок развивает свое воображение, конструктивные способности и изучает свои действия на предметах материального мира. Во второй период, который длится до двенадцати лет, ребенок играет со сверстниками, но в отсутствие родителей. Переход от первого ко второму периоду проходит у детей по-разному: у одних раньше, у других позже. Это тяжелый период, поскольку в ребенке еще скрыты индивидуалистические склонности к спорам и ссорам, поэтому следует постепенно расширять круг его знакомств, а организацию игры отдать в руки старшему ребенку, который пользуется авторитетом. В этот период ребенок выступает как член школьного коллектива, в котором отсутствует дисциплина и общественный контроль. В третий период ребенок уже является членом школьного коллектива, и игра набирает все больше коллективных форм, переходя в спортивные игры с определенными целями и правилам. В этих играх выступает коллективный интерес и коллективная дисциплина

     В первый период родители должны беспокоиться о том, чтобы ребенок действительно играл, строил, комбинировал, а не метался от одной игры к другой, заканчивал свою работу до конца, ценил, охранял и сохранял каждую игрушку. Во второй период от родителей требуется заинтересованность — с кем играет ребенок, во что играет. Родители могут помочь детям создать коллектив. В третий период родители должны заботиться, чтобы интересы и занятия детей спортом не становились страстью, чтобы не терялся интерес ко всему остальному, чтобы ребенок гордился достижениями команды, а не только своими личными, чтобы он спокойно относился как к успехам, так и к поражениям. Во всех трех периодах следует воспитывать умение преодолевать трудности, формировать воображение и полет мысли.

Читайте также:

Добавить комментарий